Источники правового регулирования
Источники правового регулирования трудовых гарантий и компенсаций в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Л.В.Калугина –начальник юридического отдела ГП «Северавтодор», кандидат юридических наук. Север - это высокоширотная часть территории РФ, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Такое определение было дано в ст. 1 утратившего силу Федерального закона от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". Сегодня к районам Крайнего Севера и местностям приравненным к ним относятся полностью или частично территории 6-ти республик, 3-х краев, 10 областей и 8 автономных округов. Здесь проживает свыше 11,7 млн человек, из них более 200 тыс. – представители тридцати коренных малочисленных народов Севера. Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и политических интересов России. В этих районах сосредоточены основные запасы углеводородного, фосфорного и алю минийсодержащего сырья, алмазов, редких, цветных и благородных металлов, добывается 93 % природного газа, 75 % нефти, 100 % алмазов, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 90 % меди, никеля, 2/3 золота, производится половина лесной и рыбной продукции. Проживание граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также их трудовая деятельность характеризуется целым рядом особенностей. Во-первых, речь идет об экстремальных для человека природно климатических условиях. На Севере организм человека испытывает воздействие многих факторов. Среди них природные, экологические факторы, такие как долговременно действующие низкие температуры, контрастная динамика продолжительности светового дня, напряженный аэродинамический режим с резкими перепадами барометрического давления, дисбаланс микроэлементов в питьевой воде и др. Это требует повышенной охраны здоровья граждан, включая охрану их труда. В-вторых, характерной особенностью, для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следует отметить значительное число трудящихся-мигрантов, а также широкое распространение труда лиц, работающих вахтовым методом. Все вышеперечисленное обуславливает проведение государственной политики, направленной на обеспечение предоставления работникам этих районов гарантий и компенсаций. Легальное определение гарантий и компенсаций дает ст. 164 Трудового Кодекса РФ. Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Система источников, регулирующая предоставление трудовых гарантий и компенсаций работникам Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, содержит не только акты Российского национального права, но и большой массив международно-правовых актов, содержащих принципы и нормы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Такое положение основывается на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Те же положения содержатся в ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". В практическом плане данное положение Закона открывает возможность и необходимость прямого использования норм международного трудового права всеми субъектами правоприменения в нашей стране. Необходимость прямого применения принципов и норм международного права вытекает и из содержания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", в котором подчеркнуто, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции РФ. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. К числу непосредственно действующих в России международно-правовых актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, относятся: а) Филадельфийская и Женевская декларации МОТ, формулирующие общепризнанные принципы международного трудового права и фундаментальные трудовые права, являющиеся основополагающими началами для национального правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений для всех государств-членов МОТ; б) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (подробнее о содержании деклараций МОТ и ООН см. ст. 2 ТК и комментарий к ней). Согласно ч. 2 ст. 10 Трудового Кодекса положения международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, имеют приоритет над другими нормам российского трудового права, поэтому в случае коллизии норм таких международных договоров с законами и иными правовыми актами России, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Наряду с нормами международного права вопросы, касающиеся гарантий и компенсаций лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, урегулированы гл. 50 Трудового Кодекса РФ и Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1). Действие последнего Закона распространено на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (ст. 1 Закона N 4520-1). В силу ч. 1 ст. 423 Трудового Кодекса этот Закон продолжает действовать в части, не противоречащей ТК. По тому же принципу сохраняет свое действие целый ряд нормативных правовых актов, принятых во времена СССР, в частности: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"; Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, утвердившее Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1967 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях; Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденная Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2. Для использования в практической работе можно опираться на письмо Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 28 мая 1998 г. N 1707-14/06-28/4114, которое содержит обобщенный с учетом всех изменений и дополнений Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Статьи гл. 50 ТК регулируют особенности труда в таких условиях и порядок возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников (а в ряде случаев и членов их семей). Другие вопросы, связанные с работой в указанных районах и местностях, но возникающие после прекращения трудовых отношений (например, после выхода на пенсию или приобретения статуса безработного), регламентируются иным (не трудовым) законодательством. Кроме того, следует помнить, что ст. 313 Трудового Кодекса РФ допускает установление законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами дополнительных гарантий и компенсаций рассматриваемой категории работников. Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ производятся за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливаются законами субъектов РФ. Так в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре принят Закон ХМАО-Югры от 09.12.2004 года № 76-оз « О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного окргуа», в Ямало-ненецком автономном округе действует Закон ЯНАО от 02.11.2005 года № 69 –ЗАО « О гарантиях и компенсациях специалистам бюджетной сферы, проживающей и работающей в Ямало-ненецком автономном округе в сельской местности». Для рассматриваемой категории лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, трудовые гарантии и компенсации устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Примером таких нормативных актов можно назвать решение Думы города Нижневартовска от 22.11.2004 года № 418 « О гарантиях и компенсациях лицам, работающим в организациях, финансируемых из городского бюджета», решение Думы города Ханты-Мансийска от 24.12.2004 года № 185 « О Положении о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в городе Ханты-Мансийске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Ханты-Мансийска». Однако необходимо помнить такие правовые акты не должны противоречить Трудовому Кодексу РФ и иным федеральным законам, а нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить и нормативным правовым актам субъектов РФ (ст. 5 ТК РФ). Литература: Гинцбург Л.Я., Смирнова Н.М. Льготы работающим на Крайнем Севере. - М.: Юридическая литература, 1975. Козлинская Н. С учетом географических, экономических и демографических условий Крайнего Севера. «Кадровик. Трудовое право для кадровика». 2008.№ 11. Митин О.А . Социальная защита граждан, проживающих и работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях. (Правовые вопросы). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Екатеринбург 2007 |
Вас зовут
Как с Вами связаться
Говорите(не более 1000 знаков)
|
©2006—2025 «ИТН-Групп» Лицензия на образовательные услуги А №239917 Электронная почта: info@itn-group.ru Производство сайта— ![]() |
Сургут: Ноябрьск: Москва: Тюмень: Общий телефон группы ИТН:
Контактная информация подробнее |
![]() |